Котельникова (Бессонова) Ирина Федоровна
Учитель! Сколько надо любви и огня, чтобы слушали, чтобы верили, чтобы помнили люди тебя!...
Я пошла в школу в первый класс в 1949 году восьми лет, мама так решила. Радостное событие в моей жизни, вступила в новую веху. Не помню, как прошла линейка, но хорошо отпечаталось в памяти, что в первый день моей школьной жизни меня избил Толька из нашего края, фамилии не знаю, жил на нашей улице, недалеко от нас. После школы, идя домой, я громко ревела, обида шла изнутри меня, я не понимала, за что и почему он избил меня. Я пришла домой вся в слезах и ревела навзрыд, пожаловалась маме, она выслушала меня, помолчав, сказала: «Отца у нас с тобой нет, защищайся сама, как можешь – я не пойду разбираться за тебя». Так я всю жизнь сама себя и защищала.
В первом классе нас немного учила Калишева Зинаида Петровна, очень требовательная, строгая, хмурая, неулыбчивая женщина. Детей около нее никогда не было, она и мы не были единым целым. Всего нас в классе было около тридцати человек: из Мало-Мартина, Марченка и Большого Мартина (Большое Мартино делилось на Сахалин и Барабу, почему-то Бараба славилась драками, все неурядицы там разрешали кулаками).
Школа была небольшая, состояла из двух зданий: одно - деревянное - находилось между тетей Стешей Верходановой и бабушкой Дубровиной, а другое – между домами тети Кати Кургановой и Ивановыми. Отопление было печное, тетя Стеша Верходанова топила печи и делала уборку, одна два здания, всегда было тепло и чисто. Молодец, спасибо ей за это! Освещение классов было с помощью керосиновых ламп, на стене закреплялись на гвозди лампы с фитилями, дно железное, в него наливался керосин, сверху вкручивалась головка, в нее в середину вставлялся фитиль, а сверху специальное стекло. Писали деревянными «ручками», с одного краю железное приспособление, в него вставлялось перо металлическое, обмакивали в чернила из чернильниц и писали.
Со второго класса до четвертого нас учил Александр Васильевич Федоров – безмерно строгий, требовательный, занимался рукоприкладством: стоило повернуть голову влево или вправо, получишь линейкой (метровая линейка лежала на столе всегда под рукой). Все сидели смирно, ноги всегда на подставке парты, руки (если не писали) сложены одна на другую на парте. На уроках стояла гробовая тишина, отвечать можно было только строго с разрешения учителя. Одним словом, была палочная дисциплина.
Хорошо запомнились уроки чистописания: появились тетради в особую разлиновку, писать надо было только с нажимом, каждую букву выводить красиво, ни одной помарки – иначе снова переписывать. Уроки пения нравились тем, что можно было рот раскрывать и петь песни с движениями, например, «Катюша», «Ай, жги, жги, зажигай». Нравились мне праздники: День Великой Октябрьской социалистической революции и Новый год, да потому, что в эти праздники давали подарки (конфеты, иногда яблоки). В четвертом классе учила нас Варвара Степановна – родом из Саратова, замечательная женщина, ласковая, добрая, улыбчивая, красивая. В этом же классе нас приняли в пионеры. Мама моя не разрешала мне вступать в пионеры, но я втайне от нее вступила – я с гордостью носила частичку красного знамени на шее, стремилась всегда быть первой в учебе и трудовых буднях школы. Это ко многому обязывало. Мне нравилась песня «Взвейтесь кострами, синие ночи. Мы пионеры – дети рабочих!». Этот марш призывал к патриотизму, любви к своей Отчизне, к матери, близким, друзьям, звал на подвиг, на труд.
Переход в среднее звено, начало пятого класса. Мальчики-одноклассники не пришли на занятия 1 сентября, после окончания четвертого класса они ушли работать в колхоз, появилась техника – тракторы, комбайны, а рабочих рук не хватало, многие отцы и старшие братья не вернулись с войны, вот они их и заменили. Остались одни девочки.
В пятом классе мы перешли на предметное обучение, контингент учителей расширился, и появились любимые учителя. Правда, в основном были женщины со средним образованием. И был среди них замечательный весельчак Владимир Михайлович Никитичкин из Моховика. Он преподавал нам историю и физическую культуру, на его уроках была непринужденная атмосфера, было интересно и весело. Он проводил соревнования по физкультуре, особенно мне нравилось бегать на лыжах и занимать призовые места, были награждения. Мы были как единое целое.
Маргарита Николаевна Ильиных из Макушино вела немецкий язык, была вся из себя, немного поработала и уехала, на ее место приехала Ираида Андреевна Никонова, тоже из Макушино, умная, стройная, красивая, знающая свой предмет человек, я ее любила и немного побаивалась. Строгий взгляд, большие открытые глаза, нравилось, как она вела уроки, всегда хотелось ею любоваться.
Валентина Дмитриевна Федорова – человечный человек! Она немного поработала и уехала.
В 6 классе приехала к нам из Сетовного молодая, красивая девушка – Середкина Зинаида Павловна (она вела у нас ботанику, зоологию), от нее шла положительная энергетика, глаза ее излучали тепло и добро, а как она доходчиво, понятно все излагала, сдавали мы экзамены по ботанике, все сдали в основном на 4 и 5. На уроках была непринужденная обстановка, вокруг нее всегда были мы, она – как мать.
Моя любимая и неповторимая Качалова Валентина Ивановна – учительница русского языка и литературы, родом из Ивановской области, Качирского района, села В.-Ландех. Она говорила на «о», черные длинные волосы, черты лица правильные, взгляд сверху вниз, красивая улыбка, очень обидчивая, впечатлительная, хотела быть строгой, нот это у нее не получалось. Из-за любви к ней я старалась красиво, грамотно писать, очень хотела поступить на литфак, но не судьба! Начинала даже писать стихи. Всю жизнь жила под девизом: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» Но для меня она так и осталась загадкой. Я с ней переписывалась.
Нефедова Лидия Михайловна из Ленинграда – человек-загадка, сама в себе, никогда никаких эмоций не высказывала. В настоящее время живет в р.п. Лебяжье Лебяжьевского района Курганской области. Добрейшей души человек. Она вела уроки географии, химии и истории. За годы моей учебы я не помню, чтобы она повысила бы на кого-нибудь голос, она вела себя скромно, достойно, делала свое дело и все. Урок – дети – она. Одевалась со вкусом.
Забродина Феоктиста Васильевна (светлая память о ней). Она моя учительница и коллега, с ней я проработала один год (1960-1961 гг). Человек импульсивный, вспыльчивый, требовательный, отзывчивый, властный, веселый, сердечный. Вела уроки физики. Уроки она вела весело, оживленно, в темпе и по-деловому. Будучи ученицей, мне от нее доставалось – я же была драчуньей, дралась, чтобы как-нибудь привлечь внимание учителей, чтобы кто-то меня пожалел и спросил, что с тобой, мне так не хватало ласки и внимания, я же была сиротой. Но когда стала учительницей, она меня оберегала от всех нападок, я помогала ей, нянчилась с ее детьми. Она была трудолюбивая, работала вместе с нами на току: зерно сортировали, машины грузили зерном на элеватор, в колхозе картофель вручную убирали, она везде успевала. Знала она много разных историй и анекдотов, рассказывала их нам, с ней было очень весело. Она много сил и энергии отдала делу воспитания детей, с нами было нелегко сладить, мы были «безотцовщиной», дети, опаленные войной.
Иванова Фаина Николаевна вела ИЗО – строгая, но хорошо знающая свой предмет учительница.
Классным руководителем нашим была Махнева Валентина Дмитриевна, уроженка ст. Макушино Макушинского района Курганской области. Она преподавала математику, материал излагала ясно, четко, понятно, особенно мне нравилось объяснение по геометрии, после ее объяснения можно было сразу, не читая учебника, доказать теорему, на уроке была рабочая атмосфера, все были поглощены математикой, она что-то придумывала: какие-то ребусы, кроссворды. Я была старостой класса, она давала мне наш классный журнал заполнить списочный состав, мне было очень приятно, как-то воодушевляло меня. Мы принимали активное участие в художественной самодеятельности школы.
Учителя тех времен были очень порядочными, честными людьми, к своим обязанностям относились добросовестно, много работали вне школы, чтобы достойно воспитать подрастающее поколение. Много внимания учителя уделяли патриотическому воспитанию. В наши молодые годы и в голову не приходило никому, чтобы не работать, чтобы в армии не служить.
Нашим учителям от души спасибо!
Вечно буде земля вашим трудом красива!
Коротко о себе
Котельникова Ирина Федоровна, родилась в селе Мартино Макушинского района Курганской области 29 июля 1941 года.
Мои родители: Котельников Федор Ефимович, Котельникова Василиса Ефимовна. Корни отца идут с Волги, матери – не знаю. В семье было 13 детей, я тринадцатая. На начало войны осталось шесть. Отец в сентябре 1941 года был призван в армию стрелком, последний бой был под Воронежем, пропал без вести. В 1941 году у мамы на руках осталось шестеро детей: Котельников Леонид Федорович (1924 г.р.), Котельникова Степанида Федоровна (1925 г.р.), Котельников Федор Федорович (191930 г.р.), Котельников Геннадий Федорович (1932 г.р.), Котельникова Нина Федоровна (1935 г.р.), Котельникова Ирина Федоровна (1941 г.р.).
Леонид год добавил и ушел добровольцем на фронт, пропал без вести. В 1953 году умерла мама. В 1959 году я закончила Макушинскую среднюю школу. В 1959-60 годах работала учительницей начальной школы и математики в Серебрянской семилетней школе. В 1960-61 годах работала учителем математики Мартинской семилетней школы. В 1961 году поступила в Курганский государственный педагогический институт на физмат. Здесь же встретила свою любовь Бессонова Леонида Петровича, вышла замуж, родили 5 детей: Лев, Анжела, Рената, Борис и Зоя. Брак распался по просьбе Леонида Петровича. Я работала учителем математики с 1959-го по 2000-ый год. Награждена медалью «Ветеран труда» и «Многодетная мать» (II степени).
Себя я браню за незнание
Истории давней села.
Наверное, многим признание,
Славу и крылья дала.
Вот здесь суждено мне родиться,
Отсюда тропинку топчу на Земле.
В закат бы хотелось сюда возвратиться.
Удастся ли? Нет? Доверяюсь судьбе…