Махнева (Пунько) Валентина Дмитриевна
Закончив педучилище и поступив на физмат Курганского пединститута в 1953 году, была направлена учителем математики в открывающуюся Мартинскую семилетнюю школу.
Школа располагалась в двух деревянных зданиях с печным отоплением и туалетом во дворе. Классные комнаты освещались керосиновыми лампами, висящими на стенах, так как электричества в Мартино не было, как и радио и водопровода. Воду для питья школьников брали из озера.
В центральном здании на первом этаже была учительская, она же служила кабинетом директора и в ней же работала бухгалтер (Н.А.Котельникова). Чтобы пройти в учительскую, нужно было пройти еще через жилье технички Верходановой Степаниды Григорьевны и ее дочери Маруси.
На втором этаже была классная комната.
Часть учителей жила в доме, построенном напротив школьного здания, остальные снимали жилье.
На первом педсовете мы познакомились с директором школы Морозовой Феоктистой Васильевной, тоже математиком, выпускницей Ростовского учительского института, и друг с другом.
- Качалова Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы;
- Нефедова Лидия Михайловна, историк, выпускница Ленинградского пединститута;
- Пинцова Галина Михайловна, тоже ленинградка, учитель начальной школы;
- Струнина Фаина Георгиевна, учитель начальных классов, выпускница Мишкинского педучилища;
- Никичкин Владимир Михайлович, местный житель, учился заочно в Московском литературном институте;
- Махнева Валентина Дмитриевна, учитель математики и географии;
- Бокий Валентина Дмитриевна, учитель биологии и химии;
- Никонова Ираида, учитель немецкого языка.
Таким образом, собрался коллектив, вооруженный теорией педагогики, но не имеющий практики.
К счастью, все горели желанием поделиться своими знаниями и прилагали все усилия, чтобы добиться хороших результатов. Жили очень дружно, без конфликтов, помогая друг другу в освоении практики. Большую роль в этом надо отметить работу директора Феоктисты Васильевны. Она была всегда собранной, спокойной, готовой помочь, справедливой.
Позднее в школу приехали вместо ушедших учитель начальных классов Клопова Татьяна Ивановна и Середкина Зинаида Федоровна, учитель немецкого языка.
Я проработала в школе 5 лет. Работа учителя в селе не означает только работу с детьми. На учителя возлагалась и работа с населением. Во время посевной и уборочной страды мы обязаны были освещать в «Боевых листках» работу трактористов, комбайнеров; вместе с учениками участвовали в прополке и уборке овощей на полях, на токе лопатили зерно. Во время выборов на учителей возлагалась вся агитационная работа и проведение выборов.
В небольшом стареньком клубе только один раз в месяц приезжал киномеханик с движком, и тогда все смотрели кино. А чтобы занять молодежь, мы организовывали работу кружков: драматического (Пинцова Г.М.), хорового (Курганова М.), изучением решений съезда партии с молодыми было поручено Махневой В.Д.
Кружковцы ездили показывать свою работу в клубы сел Серебряное и Слевки, в школу деревни Моховик. Мы же, учителя, испытывали информационный голод пока Феоктисте Васильевне не удалось приобрести транзисторный приемник.
Мы почти все учились в институтах, и дважды в год нужно было ездить на сессии и конференции учителей. Машин не было, ездили на подводах, если колхоз выделял лошадь. Только позднее, через 3-4 года появились два грузовика, на них и ездили, хотя был запрет в районе.
У учителей были проблемы не только с жильем, но и питанием, баней, стиркой; из-за отсутствия электроэнергии в магазине не было продуктов, для хранения которых нужен был холод. Однако и в таких условиях вырастали мартинцы, которым удалось многого добиться:
- Тарасов Николай Иванович теперь главный уролог г. Челябинска и Челябинской области;
- Тарасов Леонид Иванович был ректором Курганского сельхозинститута;
- Акуев Николай (наш отличник) был прокурором г. Алма-Аты (Казахстан);
- Бессонова (Котельникова) Ирина Федоровна была директором школы № 3 станции Макушино Курганской области;
- Зверева (Терентьева) Альбина Алексеевна, директор Мартинской школы (все вы ее знаете).
Этот список можно продолжать и продолжать. Для этого надо упорно трудиться, уметь добывать знания, ставить перед собой цели и добиваться их достижения. В добрый путь, мартинцы!