История школы в воспоминаниях
«Без прошлого человек не может в полной мере ни осознавать настоящего, ни заглянуть в будущее»
Н.М. Карамзин.
Детство и Школа…Эти понятия неразделимы, так как большую часть детства ребенок проводит в школе. Школа играет немаловажную роль в становлении личности, поэтому очень важно помнить о тех, кто дал нам дорогу в жизнь. Мы должны сохранить память об учителях и их учениках, важных и интересных событиях школьной жизни, победах и достижениях школы. Немногочисленные фотографии со временем тускнеют или просто теряются, а недоступные архивные документы десятилетиями лежат на полках, храня в себе историю целых поколений. Постепенно и они приходят в ветхость. Именно сейчас необходимо позаботиться о создании исторического архива школы, где отразится не только прошлая, но и настоящая жизнь школы.
Котельникова (Бессонова) Ирина Федоровна
Учитель! Сколько надо любви и огня, чтобы слушали, чтобы верили, чтобы помнили люди тебя!...
Я пошла в школу в первый класс в 1949 году восьми лет, мама так решила. Радостное событие в моей жизни, вступила в новую веху. Не помню, как прошла линейка, но хорошо отпечаталось в памяти, что в первый день моей школьной жизни меня избил Толька из нашего края, фамилии не знаю, жил на нашей улице, недалеко от нас. После школы, идя домой, я громко ревела, обида шла изнутри меня, я не понимала, за что и почему он избил меня. Я пришла домой вся в слезах и ревела навзрыд, пожаловалась маме, она выслушала меня, помолчав, сказала: «Отца у нас с тобой нет, защищайся сама, как можешь – я не пойду разбираться за тебя». Так я всю жизнь сама себя и защищала.
Болдырева Антонина Дмитриевна
Шел 1957 год. В августе я должна была прибыть на место работы. Направлена в Мартинскую семилетнюю школу учителем начальных классов.
Погода ужасная: дожди шли каждый день. Дорог в Мартино не было. Подводы с молоком пробирались проселочными с глубокими колеями. На одной из подвод и добиралась я из Макушино в Мартино. В основном шла пешком, так как подводы была загружена флягами, а сзади выделено было местечко для Феоктисты Васильевны Забродиной с маленьким Сашей (лежали в больнице).
Квартир для учителей не было. Почти все жили на частных, проживали вместе с хозяевами.
Котельникова (Борисова) Нина Андреевна
В первый класс Мартинской начальной школы я пошла в 1944 году, когда мне исполнилось 7 лет. Было большое желание пойти в 1943 году, но не хватало лет. Школа была четырехлеткой, учеников было множество. В семьях тогда детей было от трех до десяти человек. Учителями были у нас Федоровы (муж и жена). Учила нас Ефросинья Лукьяновна 1, 2 и 3 класс, а в 4-ом – Александр Васильевич, светлая им память обоим!
Была война. Надо ли описывать, как нам доставалось учение? Вместо чернил – свекольный сок, сажа, вместо обувки мне мама сделала «бурки»: от старой телогрейки (по-деревенски – фуфайки) рваные рукава вставила в «чуни» (откуда взялись литые галоши, даже не знаю). Ходили с одного конца деревни – Бараба – на другой – Край назывался.
Махнева (Пунько) Валентина Дмитриевна
Закончив педучилище и поступив на физмат Курганского пединститута в 1953 году, была направлена учителем математики в открывающуюся Мартинскую семилетнюю школу.
Школа располагалась в двух деревянных зданиях с печным отоплением и туалетом во дворе. Классные комнаты освещались керосиновыми лампами, висящими на стенах, так как электричества в Мартино не было, как и радио и водопровода. Воду для питья школьников брали из озера.
В центральном здании на первом этаже была учительская, она же служила кабинетом директора и в ней же работала бухгалтер (Н.А.Котельникова). Чтобы пройти в учительскую, нужно было пройти еще через жилье технички Верходановой Степаниды Григорьевны и ее дочери Маруси.
Зверева (Терентьева) Альбина Алексеевна
Для меня школа была вторым родным домом, благодаря тому, что в начальных классах мне посчастливилось учиться у талантливого педагога Ивановой Фаины Георгиевны. Именно она своею чуткостью, добротой, искренностью и простотой пробудила во мне огромное желание посвятить свою жизнь воспитанию и обучению детей. С той поры прошло много лет (мне уже 70 лет), но до сих пор я часто с благодарностью вспоминаю свою первую учительницу.
Фаина Георгиевна находила возможность и время после уроков заниматься внеклассной работой, готовила с нами номера к концертам художественной самодеятельности. Неудивительно, что класс наш был дружным, учились мы с большим интересом, в основном на «хорошо» и «отлично». А мое желание стать учителем крепло с каждым годом.